КОРО́ВИН Конст. Ал. (1861-1939) - живописец, театр. художник. Мастер пленэрной живописи. Брат С. А. Коровина. Учился в Моск. уч-ще живописи, ваяния и зодчества (1875-86) на арх., а затем живописном отделении у В. Перова, И. Прянишникова, А. Саврасова и В. Поленова. Уже в ранних работах показал глубокое проникновение в характер рус. природы, обратился к новым для своего времени образным живописно-пластич. задачам ("Портрет хористки", 1883). В 1882 посещал АХ. В 1885 сблизился с кружком С. Мамонтова, активно участвовал в его театр. пост. Работал в имп. т-рах как декоратор и актер. Первая самостоят. работа К. - оформление оперы О. Николаи "Виндзорские проказницы" (1885, совм. с М. Врубелем, неосуществ.). В работе над опер. спектаклями началось творч. содружество художника с реж. В. Шкафером, продолжившееся затем на сценах имп. т-ров. С 1899 К. - художник имп. т-ров, с 1910 - гл. художник и библиотекарь Моск. имп. т-ров. Здесь К. продолжил работу по оформлению цикла опер на музыку Н. Римского-Корсакова, начатую еще в мамонтовской антрепризе: "Садко" (1897, совм. с С. Малютиным и М. Врубелем, Частная рус. опера, новая ред. - 1906, Большой и Мариинский т-ры), "Сказание о невидимом граде Китеже" (1907, совм. с А. Васнецовым, Мариинский т-р), "Снегурочка" (1907, совм. А. Васнецовым и М. Клодтом, Большой т-р), "Золотой петушок" (1909, Большой т-р). Создал эскизы декораций и костюмов к операм "Демон" А. Рубинштейна (1902, 1904, Мариинский и Большой т-ры), "Руслан и Людмила" М. Глинки (1907, Большой т-р), "Князь Игорь" А. Бородина (1909, Мариинский т-р), "Хованщина" М. Мусоргского (1911, Большой т-р). Для балетной сцены К. оформил практически все балеты в хореографии А. Горского ("Дон Кихот", 1900-06, Большой т-р), ряд "ориентальных" по сюжетам муз. произв.: "Саламбо" А. Арендса (1910), "Баядерка" А. Минкуса - Б. Асафьева (1917), "Самсон и Далила" К. Сен-Санса (1917) и др. Новое отношение к жанровой и портретной живописи выразилось в повествовательности и психологизме произведений ("У балкона", 1888-89). Непосредственность восприятия действительности сближала К. с франц. импрессионистами, но своеобразие его творчества определяли нац. худож. традиции. Острое чувство характерного и устремленность к передаче правд. впечатлений от натуры позволили К. ярко раскрыть своеобразие облика людей и природы разных стран ("Улица во Флоренции в дождь", 1888-89 (?); "На Кавказе. Сидящие горцы", 1889). В 1892-93 жил во Франции, принимал участие в выставках Салона. Большое влияние на творчество К. оказало иск-во швед. художника А. Цорна. В нач. 1900-х гг. использовал светлую, мерцающую цветовую гамму ("Парижское кафе", 1899-1900). В 1910-х гг. живопись К. приобретает черты декоративной (портрет Ф. И. Шаляпина, 1911). Преподавал в Моск. уч-ще живописи, ваяния и зодчества (1901-08), Гос. свободных худож. мастерских (1918-19). Учитель А. М. Герасимова, С. В. Герасимова, Б. В. Иогансона, П. В. Кузнецова, И. И. Машкова, Л. В. Туржанского, К. Ф. Юона. Чл. объединения "Мир иск-ва" и Союза рус. художников". С 1923 жил в Париже. Сотрудничал с частной оперой М. Кузнецовой, оформлял спектакли в т-рах Турина, Лондона, Нью-Йорка, Мюнхена. Всего с 1885 по 1939 К. принял участие в создании 80 опер, 37 балетов и 17 драм. спектаклей.
Соч.: Константин Коровин вспоминает. М., 1990.
Лит.: Коган Д. К. Коровин. М., 1964; Власова Р. И. Контантин Коровин. Творчество. Л., 1970; Гусарова А. П. Константин Коровин: Путь художника. Художник и время. М., 1990.
Портрет К. А. Коровина. Худ. В. А. Серов. 1891